Page tree
Skip to end of metadata
Go to start of metadata

JasperReports — это технология и соответствующая Java-библиотека построения отчётов, которые могут быть использованы для создания отчётов в Платформе НЕЙРОСС. Средства JasperReports позволяют получать данные из различных источников (в том числе реляционных СУБД), фильтровать их, преобразовывать и формировать на выходе документы в форматах PDF, HTML, Microsoft Excel и многих других. Генерация отчёта осуществляется на основе одного или нескольких XML-шаблонов, в которых можно определить все аспекты формирования документа — от запроса к источнику данных до структуры и внешнего вида конечного документа.

JasperReports относится к классу свободного программного обеспечения и распространяется под свободной лицензией GNU Lesser General Public License, что позволяет свободно использовать JasperReports в коммерческих продуктах.

Редактирование и отладку шаблонов JasperReports можно осуществлять в бесплатной программе Jaspersoft Studio. Программа позволяет редактировать, настраивать и тестировать шаблон в визуальном редакторе. На текущий момент для разработки шаблонов для Платформы НЕЙРОСС мы рекомендуем использовать Jaspersoft Studio версии 6.3.0. Все версии Jaspersoft Studio доступны для загрузки на официальном сайте.

Внешний вид визуального редактора Jaspersoft Studio.

Основные сведения

Шаблон отчёта в JasperReports — это файл .jrxml в XML-формате, в котором хранится структура отчёта, его дизайн и логика.

Входные данные отчёта — это параметры и источник данных.

Параметры — это входные аргументы. Их значения неизменны во всём отчёте. Например, при формировании отчёта по записям в базе данных за некоторое время, дата / время начала и конца данного временного интервала могут быть переданы в шаблон в форме параметров.

Источник данных — это подключение к реляционной базе, XML-файл или другой источник, из которого в соответствии с заданными критериями формируется набор данных. В случае реляционной базы набор данных выбирается из базы данных в соответствии с SQL-запросом, определённом в шаблоне отчёта.

Набор данных — это коллекция записей, каждая из которых представляет собой набор полей. Например, в случае реляционной базы записи и поля — это строки и значения колонок таблиц базы данных, выбираемые в соответствии с SQL-запросом.

Поле — это именованное значение из набора данных. В случае реляционной базы данных соответствует значению некоторой колонки. Список используемых из набора данных полей также определяется в шаблоне в разделе Fields.

Если нужно вывести в отчёте номер страницы, номер записи, количество записей и т.д., можно использовать переменные.

Переменная — это вычисляемое в процессе формирования отчёта значение. Доступно большое количество стандартных переменных, таких как номер страницы, но разработчик шаблона также может создать свои переменные.

На изображениях выше показан редактор SQL-запроса для формирования набора данных и списки параметров, полей и переменных.

Отчёты состоят из секций, которые также называются bands (полосы). Секции следуют одна за другой строго по вертикали. Каждая секция принадлежит к определённому типу, который влияет на её отображение в отчёте:

СекцияОписание и назначение
TitleПрисутствует только в начале отчёта
Page HeaderВыводится вверху каждой страницы
Column HeaderВыводится в начале столбца отчёта
(секции Detail могут выводиться на странице в несколько столбцов)
DetailВыводится для каждой записи в источнике данных
Column FooterВыводится в конце столбца отчёта
Page FooterВыводится внизу каждой страницы
Last Page FooterПрисутствует только внизу последней страницы (вместо Page Footer)
SummaryПрисутствует только в самом конце отчёта
No DataВыводится вместо всех остальных секций, если источник данных не содержит записей
BackgroundВыводится на заднем плане каждой страницы

Кроме того, записи в наборе данных делить на группы в соответствии с заданными критериями. Тогда перед и после каждой группы можно выводить дополнительные секции:

СекцияОписание и назначение
Group HeaderВыводится перед каждой новой группой
Group FooterВыводится после каждой группы

Не все секции необходимо использовать в шаблоне. Ненужные секции можно удалить (отключить) — тогда они не будут участвовать в формировании документа.

Секции подписаны и разделяются серыми горизонтальными линиями на листе отчёта. Список секций также выводится в панели Outline (серым цветом подписаны удалённые секции).

 

Для вывода текста в отчётах используются два основных компонента: Text Field (динамическое поле) и Static Text (статическое поле). Динамическое поле используется для вывода значений параметров или полей набора данных, а статическое — для вывода постоянного текста (например, заголовков колонок).

На изображении выше выбран элемент Text Field, в котором в секции Details выводится значение поля message_time (время события) для строк из базы данных. 

В элементах типа Text Field можно выводить результаты сложных выражений, написанных на языке Java. Так, для вывода текста события в примере выше события используется следующее выражение:

($F{message}.indexOf('.') >= 0 ? ($F{message}.substring(0,$F{message}.indexOf('.'))) : $F{message}) +
((($F{operator} != null) && !$F{operator}.isEmpty()) ? (" (" + $F{operator} + "; " + $F{source} + ")") : "")

При формировании выражений можно использовать все возможности Java, значения параметров, полей и переменных.

На рисунке выше переменная PAGE_NUMBER используется для вывода номера текущей страницы.

Возможности оформления

Итак, вёрстка шаблона отчёта заключается в расположении различных элементов — полей вывода текста, геометрических фигур, изображений и др. — в соответствующих секциях. Помимо непосредственного позиционирования таких элементов на листе и наполнения их данными разработчик шаблона может достаточно гибко настраивать внешний вид этих элементов. Рассмотрим возможности по изменения внешнего вида на примере текстового поля (Text Field).

Настройка элементов осуществляется в панели Properties:

На вкладке Apperance можно настроить точное местоположение и размер элемента, задать основной цвет элемента и цвет фона, указать когда выводить / скрывать элемент и другие параметры.

Для большинства элементов также можно задать стиль оформления границ элемента (какие границы отображать, их цвет, толщина линии) и размер полей (отступов) вокруг элемента.

Для текста, выводимого в отчёте с помощью элементов Text Field и Static Text, можно задавать цвет, размер, начертание (жирное, курсив, с подчеркиванием), шрифт, выравнивание текста в блоке по горизонтали и вертикали, а также всевозможные отступы. Более того, текст можно выводить с поворотом на 90, 180 и 270 градусов.

Если размер элемента заранее неизвестен (например, размер текстового поля должен зависеть от объёма текста, полученного из источника данных), то можно настроить относительное позиционирование элементов в секции:

а) либо с помощью выбора правила расположения (layout): элементы располагаются последовательно по вертикали / по горизонтали / в форме таблицы X на Y:

б) либо с помощью привязки элемента к границам секции / границам других элементов:

Наконец, для того, чтобы документ отчёта соответствовал требуемому формату бумаги, например, А4, можно настраивать размер, ориентацию и поля страницы отчёта:

Подотчёты

Достаточно часто нет возможности получить все необходимые данные из источника с помощью одного запроса. Или бывает так, что в отчёт необходимо включить данные из нескольких наборов. Например, в отчёт типа «Досье по пропуску» в самом начале отчёта требуется вывести подробную информацию о владельце пропуска, а далее в основной части отчёта отобразить таблицу событий доступа, связанных с данным пропуском.

В таких ситуациях на помощь приходит элемент Subreport, который позволяет встраивать один отчёт (подотчёт) в другой.

В общем случае подотчёт может использовать любой источник данных, но обычно он просто формирует другой запрос к источнику данных родительского отчёта.

Подотчёт — это ещё один отчёт, который точно также можно редактировать и настраивать:

Компиляция и предпросмотр

JasperReports для генерации отчёта использует не *.jrxml XML-файлы с определением шаблонов, а скомпилированные из них *.jasper-файлы. В Jaspersoft Studio для компиляции шаблона необходимо вызвать соответствующую команду по кнопке на панели или в контекстном меню на *.jrxml-файле:

Компиляция шаблона также выполняется автоматически при попытке предпросмотра отчёта:

Механизм предпросмотра позволяет проверить корректность составления шаблона отчёта, запроса к источнику данных и оценить получившийся внешний вид отчёта.

В окне предпросмотра формирование отчёта осуществляется по выбранному источнику данных. Разработчик может добавить нужный ему источник данных (например, подключение к реляционной базе данных) в соответствующем разделе:

Заключение

На этом краткое руководство кончается.

Дополнительную информацию по использованию JasperReports и Jaspersoft Studio можно почерпнуть в разделе документации на официальном сайте сообщества.

  • No labels